Цель: формировать активные поисковые действия с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность.
Задачи: - научить детей приёму изготовления мыльных пузырей;
- приготовить раствор мыльных пузырей в домашних условиях;
- провести опыты по надуванию различных видов мыльных пузырей;
- провести изучение эффективности жидкостей для надувания мыльных пузырей;
- развивать наблюдательность, любознательность, творческие способности;
- познакомить с техникой рисования мыльными пузырями.
Оборудование: баночки с водой, измельченное туалетное мыло, жидкое мыло, шампунь, средство для мытья посуды, трубочки, одноразовые ложки, бутылочка из-под мыльных пузырей, колечки для выдувания пузырей, гуашь разных цветов, альбомные листы, клеёнка, салфетка, халаты, шапочки.
Ход НОД.
Воспитатель: - Ребята, а вы помните, что по пятницам к нам в гости приходит профессор Знай? Но сегодня он где-то задерживается и просил вам передать подарок, чтобы вы не скучали (воспитатель дает детям мыльные пузыри).
- Давайте поиграем, у кого получится самый большой мыльный пузырь? (дети открывают бутылочку с мыльными пузырями, а внутри пусто, лежит флешка).
- Ой, а мыльных пузырей то нет, здесь лежит флешка. Что же нам с ней делать? Зачем профессор Знай нам её передал? (ответы и предположения детей).
Просмотр видеоролика "Шоу мыльных пузырей"
- Ребята, вам понравилось, то что вы увидели? А что понравилось больше всего? (ответы детей)
- А вы знаете историю возникновения мыльных пузырей?
История возникновения мыльного пузыря похожа на сказку. С появлением мыла король приказал всем подданным намылить мочалки и вымыться, а кто не выполнит приказ – того казнят. Один сапожник терпеть не мог мыть шею и стражники привели его в тюрьму на казнь. И перед смертью он решил выкурить трубку, но вместо дыма оттуда полетели мыльные пузыри.
Из тюрьмы его выпустили с почестями в золотой карете и… с грязной шеей.
В этот день никто в городе уже не курил трубок. Все наполнили трубки мыльной пеной и пускали пузыри. Всё небо было разноцветным от мыльных пузырей.
И вот уже столько веков подряд никому не бывает скучно, если в руках у него есть трубочка и чашка с мыльной пеной.
- А вам бы хотелось самим изготовить мыльные пузыри?
- Значит отправляемся в нашу лабораторию! (предложить детям надеть халаты и шапочки)
- Ребята, давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по изготовлению и исследованию мыльных пузырей. Но прежде, чем мы приступим к опытам, давайте вспомним правила безопасности в лаборатории. (дети повторяют правила безопасности в лаборатории профессора Зная по картинам и наклеивают их на лист)
- Как вы думаете, можем ли мы сами изготовить мыльные пузыри? Что нам для этого нужно? (ответы детей)
Предложить детям приготовить мыльный раствор для пузырей с помощью заранее приготовленных средств по выбору детей.
- Ребята, возьмите баночку с водой и добавьте туда по три ложки выбранного вами средства, подумайте, что нужно сделать дальше?... хорошо перемешать раствор трубочками (обратить внимание детей на полученные растворы, посмотреть все ли средства хорошо растворились в воде). Теперь давайте попробуем надуть пузырь? У кого получилось? Из чего был приготовлен этот раствор? (сделать вывод какой раствор лучше)
- Ребята, а у кого не получились мыльные пузыри, давайте приготовим другой раствор. (делают правильный раствор, а тот, у кого получились пузыри им помогает и подсказывает нужные средства)
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Да - нет» (если «да», то хлопаем в ладоши, если «нет», то топаем ногами)
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
- А вы знаете, ребята, что мыльными пузырями можно ещё и рисовать?
Кто знает, что для этого нужно сделать? Какой компонент нам понадобится, чтобы раствор стал цветным? (ответы детей)
- Добавьте немного гуаши в мыльный раствор, используйте несколько цветов, по желанию. (воспитатель показывает технологию рисования мыльными пузырями)
- При помощи соломинки надувайте пузыри, пока не получится "шапка" из цветных пузырей. Теперь аккуратно положите лист белой бумаги на пузыри. Поднимите лист, у вас должна получиться картина.
- Сегодня все мои лаборанты были большие молодцы. Что вы сегодня узнали нового? Какой опыт понравился больше всего?
Предложить детям пофантазировать и нарисовать свои рисунки мыльными пузырями.
|