Цель проекта: способствовать формированию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.
Продолжительность проекта: 4 недели
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре.
1этап. Выбор темы. Постановка проблемы.
Актуальность:
Здоровые дети - в здоровой семье,
Здоровые семьи - в здоровой стране,
Здоровые страны - планета здорова,
«Здоровье» - какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, одной из них является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В нашем ДОУ разработан и реализуется долгосрочный проект «Система организации работы по здоровьесбережению всех участников образовательного процесса в ДОУ». Данный проект имеет три направления - работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
Во время проведения очередной вакцинации у детей возник вопрос: "Зачем нам ставят разные прививки?". Чтобы найти на него ответ, совместно с детьми было решено выбрать тему проекта по здоровьесбережению и назвать ее "В поисках здоровья".
Несмотря на то, что уже разработано множество здоровьесберегающих методик, программ и технологий, казалось бы, проблема решена, но тем не менее, состояние здоровья дошкольников пока еще оставляет желать лучшего. Для того, чтобы ребенок стал физически, психологически и социально здоровой личностью, нужно объединить усилия как педагога и специалистов ДОУ, так и родителей. Не следует забывать, что именно дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек здорового образа жизни. Именно поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (игровая, познавательная, художественная, спортивная, досуговая и т.д.) должна носить здоровьесберегающую направленность и способствовать формированию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Правильная организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду поможет в решении этой проблемы. Но не нужно забывать о том, что необходимо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности, обогащать развивающую предметно-пространственную среду, а также вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.
Задачи:
- познакомить детей с внешним и внутренним строением организма человека;
- прививать желание следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;
- изучить полезные и вредные свойства бактерий и влияние их на здоровье человека;
- познакомить детей с основами здорового питания;
- пробуждать интерес к физическим упражнениям, занятиям спорта, закаливанию;
- повышать грамотность родителей в вопросах здорового образа жизни дошкольников;
- пополнить развивающую среду дидактическими средствами обучения.
Совместно с детьми заполнили таблицу
Что знаем о ЗОЖ?
|
Что хотим узнать о ЗОЖ?
|
Как можно найти ответ?
|
- для здоровья полезны молочные продукты
- здоровый человек хорошо работает
- нужно ставить прививки
- нужно кушать овощи и фрукты
- нужно соблюдать режим дня
- у человека крепкие кости и зубы
- полезно кушать витамины
- нужно ходить в больницу
- нужно заниматься спортом
- внутри нас есть кровь
- нужно чистить зубы каждый день
- нужно каждый день делать зарядку
|
- как растут и выпадают зубы?
- из-за чего мы слышим?
- зачем мы моргаем?
- как быстро мы растем?
- почему мы все разные?
- как мы двигаемся и сгибаемся?
- почему у людей разные глаза?
- как сделать кости крепкими?
- зачем нам сердце?
- зачем нам волосы?
- почему люди разного роста?
- как мы дышим?
- зачем нам кровь и сколько ее у человека?
- как мы различаем вкусы?
|
- в энциклопедии
- спросить у воспитателей
- спросить у взрослых
- посмотреть в интернете
- в книгах, журналах, газетах
- спросить в больнице у врача
- посмотреть по телевизору передачи, фильмы
|
2 этап.
Сбор информации
Ребенок в организации образовательной, совместной, самостоятельной деятельности выступает, как активный, самостоятельный деятель в сборе и получении подробной и достоверной информации по теме "В поисках здоровья". Именно поэтому большое внимание мы уделили обогащению развивающей предметно-пространственной среды познавательной, энциклопедической и художественной литературой, изготовлению настольно-дидактических игр, наполнению центров активности. Центры активности были обогащены так, чтобы ребенок мог найти ответ на интересующий вопрос и в конце дня презентовать свой результат поиска. В процесс сбора информации и пополнения развивающей среды также активно были вовлечены родители.
Источники:
- чтение научно-популярной и художественной литературы;
- получение информации от родителей;
- просмотр познавательных фильмов, мультфильмов и презентаций;
- проведение опытов и экспериментов;
- сведения из интернета;
- консультации инструктора по физической культуре и медсестры.
- проведение детско-родительских мастер-классов.
3 этап. Выбор проектов
изготовление настольных дидактических игр
|
дегустация фруктов и овощей, продуктов компании "Био Веста"
|
чтение художественной литературы о ЗОЖ
|
эксперименты "Наши помощники-органы чувств", "Микробы", "Загадочная плесень", "Сладкое и газировка"
|
изготовление книжек - малышек
|
мастер-классы и презентация мини-проектов
|
работа в печатных тетрадях "Путешествие с Биффи в страну здоровья"
|
художественная деятельность
|
изготовление книги о здоровье "Здоровая книга"
|
просмотр познавательных фильмов и презентаций
|
Встречи с "интересными" людьми (медсестра, спортивный тренер)
|
Предполагаемые результаты:
- пополнение развивающей среды дидактическим материалом;
- формирование у детей устойчивой привычки к ведению ЗОЖ, занятиям спортом и правильному питанию;
- развитие у детей способности к исследованиям, умения находить ответы на интересующие вопросы из разных источников;
- обогащение знаний детей о продуктах здорового и не здорового питания,
- повышение заинтересованности родителей в формировании у детей правильного представления о своем здоровье.
4 этап. Реализация проектов
Речевое развитие
- Чтение литературных произведений по теме
- А.Барто "Я расту", "Девочка чумазая"
- В. Драгунский "Друг детства"
- В. Маяковкий "Что такое хорошо и что такое плохо"
- К. Чуковский "Айболит", "Мойдодыр", "Федорино горе"
- стихотворение С. Островский "Будьте здоровы"
- сказка "Про орехи, репку и зубную щетку", "Горшочек каши", сказки о здоровом питании, И. Семенова "Учусь быть здоровым"
- Чтение и разучивание пословиц, стихов, загадок
- настольно-печатные игры
- "Если малыш поранился" (цель: познакомить детей с оказанием первой медицинской помощи)
- "Где живут витамины" (цель: познакомить детей с продуктами питания, содержащими витамины)
- "Что полезно для зубов" (цель: закрепление знаний о полезных и вредных для зубов продуктов)
- "Вредно-полезно" (цель: познакомить детей с вредными и полезными продуктами питания)
- "Фоторобот"
- речевые игры и упражнения: "Скажи наоборот", "Что будет, если...", "Четвертый лишний", "Что не так?", "Части тела", "Заполни холодильник", "Поварята".
Социально-коммуникативное развитие
- рассматривание иллюстраций и плакатов по теме
- интервью "Что делать, чтобы быть здоровыми?"
- проведение режимного момента "Новости" (рассказывание, зарисовка)
- парные коммуникации при рассказывании, обсуждении, пересказе, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
- ситуации общения на темы:
- "Какие бывают люди?" (чем все похожи и чем отличаются)
- "Мое здоровье" (самоанализ своего здоровья и забота о нем)
- "Тело человека. Внутренние органы"
- "Наши помощники-органы чувств"
- "Что такое здоровье?", "Что нужно делать для сохранения здоровья?"
- "Где живут микробы?"
- "Полезные и вредные бактерии"
- "Где живут живые бактерии?"
- "Спорт и здоровье"
- "Здоровье в порядке, спасибо зарядке"
- "Наш режим дня"
- "Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок"
- "Чистота - залог здоровья!"
- сюжетно-ролевые игры "Больница", "Магазин", "Доктор Айболит"
- "Глухой телефон", "Волшебный мешочек", "Чей голосок?", "Какой инструмент звучит", "Съедобное-несъедобное"
Познавательное развитие
- практическое исследование "Сердце тик-так" (измерение пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки)
- эксперимент "Наш язык" (определение вкусовых рецепторов)
- эксперимент "Если бы у человека была одна рука"
- рассматривание в микроскоп и лупу разных предметов.
- практическое исследование- дегустация овощей и фруктов, продукции компании "Био - Веста"
- рассматривание через лупу мелких предметов, своей ладони.
- эксперимент "Где прячутся микробы?"
- настольная дидактическая игра "Посчитай-ка"
- Познание "Где живут витамины!?"
- Просматривание презентаций, видеофильмов и мультфильмов
- "Первые уроки здоровья"
- "Полезные и вредные продукты"
- "Микроб"
- "Вред и польза жвачки"
- "Мое тело"
- "Все о спорте"
- мультфильмы "Смешарики. Азбука здоровья. Азбука спорта","Витя и микроб","Фиксики. Микробы", "Птичка Тари".
Физическое развитие
- спортивное развлечение "Зимние олимпийские игры"
- подвижные игры в группе и на улице
- игры со спортивным инвентарем "Полезные продукты", "Я знаю пять...", "Лови-бросай", "Часы пробили ровно час"
- ходьба по дорожкам здоровья, игры с массажными мячиками
- занятия на скалодроме совместно с инструктором по физической культуре
- Художественно-эстетическое развитие
- Рисование человека в полный рост
- Рисование "Мой портрет"
- Коллективная работа. Создание книги здоровья "Здоровая книга" (на протяжении всего проекта)
- Рисование продуктов разных по вкусу "Язычок - помощник"
- Рисование "Микроб - кто это?"
- Рисование "Биффи - полезная бактерия"
- Рисование "Любимые продукты моей семьи"
- Рисование "Что помогает сохранить наше здоровье?"
- Конструирование из бумаги "Овощи и фрукты"
- Аппликация "Наши помощники"
- Самостоятельная творческая деятельность в центрах музыки и рисования (раскраски, штриховки, обводилки, рисование по клеточкам, трафареты, лепка, вырезание, аппликация, конструирование, работа с бросовым материалом)
- Слушание песен о здоровом образе жизни, спорте
|