Пятница, 20.09.2024, 08:24

Сайт старшего воспитателя Шараповой Юлии Викторовны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Семинар-практикум "Ортопедический режим в ДОУ"
23.01.2020, 18:20

Среди отклонений в состоянии здоровья и особенностей развития детей дошкольного возраста важное место занимают различные виды нарушений осанки. Само по себе нарушение осанки не представляет прямой угрозы для жизни ребенка и запретом на какие-либо виды деятельности, но оно создает условия для развития патологии различных органов и систем, в том числе и заболеваний верхних дыхательных путей и опорно-двигательного аппарата.

Нормальная осанка формируется к 6-7 летнему возрасту ребёнка. В настоящее время по данным разных исследований нарушением осанки страдает от 60-70% детей. Совершенно очевидна актуальность формирования правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Профилактика нарушений осанки предполагает, прежде всего, достаточную двигательную активность ребенка в течении всего дня. Необходимо таким образом организовать деятельность в детском саду, чтобы у детей выработалась привычка ходить, сидеть с прямой спиной и держать голову прямо.

 

 

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

- во всех группах мебель подбирать по росту детей;

- учитывать посадку ребёнка за столом и на полу;

- обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

- соблюдать двигательный режим;

- вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу. В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу. Большинство детских игр происходит на полу. Поэтому важно научить ребенка сидеть на полу правильно, с прямой спиной. Также важно приучить ребенка стоять прямо, не сутулиться, не стоять на полусогнутой ноге с наклоном. Важно выработать у детей привычку сидеть на стуле за столом с прямой спиной и правильно, не подгибая под себя ноги, не заваливаясь на бок, не сидеть на краю стула. Это возможно лишь при одном условии, когда ребенку удобно. А удобно будет тогда, когда высота мебели соответствует росту ребенка.

 

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  1. Упражнения, "зеркало". Ребёнок перед взрослым - "зеркалом". Взрослый несколько раз нарушает осанку, ребенок повторяет. И снова восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.
  2. Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания, шаг вперед с прямой спиной.
  3. Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, кольца от пирамидки), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  4. Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
  5. Необходимо отучить ребенка смотреть при ходьбе под ноги, опуская голову и плечи, для этого можно предложить упражнения, во время которых нужно нести предмет над головой или перед собой и смотреть на них (при этом также можно выполнять несложных упражнения)

 

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

 

Но проблема нарушения осанки у детей дошкольного возраста, не единственная. По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к 4м годам у 32%, к 6 у 40%, к 12 годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие. Сегодня врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Поэтому все дети нуждаются в формировании сводов и развитии функций стоп, независимо от наличия или отсутствия признаков плоскостопия. Устранить уже возникшее плоскостопие крайне трудно, поэтому так важно предупредить его развитие. Для повышения интереса детей к выполнению упражнений, их проводят в игровой форме, включая соревновательные моменты.

 

 

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия

1. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

2. "Каток" Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее», палке приставным шагом

4. Катаем пальцами ног массажный мячик в разных направлениях.

5. Сидя на стуле, захватываем платочек пальцами ног или мнем лист бумаги

6. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

7. Собираем пальцами ног разные предметы: карандаши, шишки, снежки из ткани, веревочки, камушки, пуговицы, желуди

8. "Маляр" - рисуем пальцем одной ноги на другой

9. Снимание носков без рук

Большое значение для формирования сводов стопы имеет правильно подобранная обувь. Обувь должна быть устойчивой, плотно охватывать стопу, но не в коем случае не жать. Вместе с тем она должна быть легкой , желательно из натуральных материалов, с закрытым задником и небольшим каблуком 1-2 см

Для профилактики плоскостопия используется различное оборудование - от специальных тренажеров до подручных средств и самодельных ковриков с нашитыми мелкими предметами. Важно, чтобы они не травмировали кожу ног и легко подвергались обработке.

 

 

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: yulia
Просмотров: 395 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar