Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые

игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили

детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и

гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя,

испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную

радость.Ныне с асфальта почти исчезли классики, уже не встретишь во дворах прыгающих через

скакалку или резиночку девчонок или мальчишек, увлеченно играющих в «банки», а салки получили

зловещее название «зомби». Да и сами дворы изменились, растворившись в сверкающих новостройках.

А что же дети? Одни из них с шести лет отправляются в школу, которая уже не оставляет времени для игр во дворе. Другие просиживают все свободное время у экранов телевизоров или за мониторами компьютеров, променяв

 

радость движения и живого общения на новые технологии. Третьих и вовсе не выпускают гулять во двор,

опасаясь реальных  или вымышленных опасностей. Но, как бы то ни было, у нас, современных родителей,

еще есть шанс  эту ситуацию изменить. Стоит ли это делать? Конечно, стоит!..

Играй с нами, играй, как мы…

   

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте вспомним самые распространенные и

лучшие игры нашего детства...

«Прятки».

Пока водящий у стены, дерева, двери или забора (место для застукивания) с закрытыми глазами считает до 50,

все прячутся. Как только досчитал, произносит: «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. Кто не спрятался —

я не виноват!» Во время поиска, если водящий замечает кого-то, бежит обратно к месту застукивания, стучит и

громко кричит: «Туки-туки (имя) застукан». Водящий должен всех застукать, а те, кто спрятался, — вовремя

заметить, что его нашли, и попытаться добежать к месту первым и простучать: «Туки-туки сам за себя». Тот, кто

успевает раньше водящего, считается незастуканным и ждет, пока найдут остальных. Кого застукалили первым —

становится водящим в следующей игре.

«Горячая картошка».

Все игроки становятся в круг, перебрасывают друг другу или отбивают мяч. Если кто-то мяч не отбил, садится на

корточки в центр круга. Все, кто сидит в кругу, стараются поймать мяч, но при этом нельзя вставать в полный рост.

Если мяч поймали, то все «картошины» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Если дети помладше, то мяч можно не отбивать, а ловить и быстро-быстро перекидывать следующему игроку.

«Цепи-кованые».

Игроки делятся на две команды, взявшись за руки, становятся шеренгами друг напротив друга. Расстояние —

около 10-15 метров. Одна команда кричит другой хором: «Цепи- кованые, раскуйте нас!» Команда напротив

спрашивает: «Кто из нас?» Первая команда называют имя игрока из команды противников. Выбранный пытается с

разбегу разорвать живую цепь. Если удается разорвать цепь, игрок возвращается в свою команду и забирает с

собой одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет — игрок становился в команду как раз между

«звеньями», которые пытался разорвать.

«Резиночка».

Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок, как резиночка. Прыгали в нее весь день

напролет. Для игры нужна та самая резиночка длиной не меньше 4 метров. Ее нужно завязать в круг, два человека

встают в него, ноги поставив на ширине плеч. Остальные прыгают через две натянутые резинки.

Как прыгать? В этой игре много сложных и очень простых элементов. Наверняка мама знает и помнит, как это

делать. Самые простые:

1) начинаем прыгать на двух ногах, запрыгиваем в середину и выпрыгиваем.

2) Ноги ставим по обе стороны одной резинки, одним прыжком перепрыгиваем так, чтобы вторая резинка оказалась

в такой же позиции, выпрыгиваем.

3) Запрыгиваем в середину двумя ногами, затем выпрыгиваем двумя ногами из резинок, снова с середину,

выпрыгиваем.

Упражнения выполняются по порядку на разных уровнях. 1-й — резинка находится на уровне щиколоток,

2-й — на уровне колен, и высший пилотаж 3-й и 4-й уровни — резинка на уровне бедер и пояса.

Переход хода: когда прыгающий ошибается, сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку. Продолжают

прыгать всегда с того места, где сбились. Если играют парами, то если один сбился, его может выручить партнер.

Но если и он сбился, то пары меняются местами.

«Вышибалы».

Для этой игры нужна большая площадка, мяч и как можно больше человек.

Вышибалы — два человека, которых выбирают считалкой или добровольно, встают с двух сторон площадки.

Вышибаемые становятся в центре. Перебрасывая мяч, вышибалы должны попасть в вышибаемых игроков, а они

должны пытаться увернуться. В кого попали мячом, выбывает из игры. Но его могут «спасти» друзья, если поймают

мяч. Когда на площадке остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет.

"Шаги"

— гигантские — шаг на весь размах ноги;

— человеческие — обычные шаги;

— лилипутские — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой;

— муравьиные — на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим);

— зонтики — кружок вокруг себя на одной ноге;

— утиные — шаги вприсядку;

— лягушка прыжок;

— верблюжьи — нужно шагать туда, куда доплюнул.

Интересно, когда игрок называет сразу несколько видов шагов шажков, чтоб было веселее. Например, до Славы 3

гигантских, 1 зонтик, 7 лилипутских и 2 верблюда. Игрок с мячом выполняет все, что загадал, и должен бросить мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

«Казаки-разбойники».

Для игры нужна большая компания (не меньше 6 человек). Дети делятся на две команды: казаки — их может быть

чуть меньше, и разбойники. Ребята договариваются, в пределах какой площадки будет проходить игра. Разбойники

совещаются и загадывают секретное слово-пароль или фразу, которую казаки должны разгадать.

Игра начинается, когда разбойники нарисовали мелом на асфальте круг и затем дальше от него стрелочки по

направлению своего движения. Рисовать стрелочки можно на асфальте, на стенах дома, на бордюрах, на деревьях,

на скамейках и куда еще руки дотянутся. Чем быстрей бежишь и рисуешь — тем больше шансов спрятаться так,

чтобы не нашли. Чтобы спрятаться, разбойникам дается не меньше 15-20 минут. Казаки в это время ищут и

обустраивают темницу, куда приведут потом пойманных разбойников, чтобы узнать у них пароль.

«Колечко».

Обычно в «Колечко» играли девочки. Во всяком случае, увлеченной этой игрой мальчишек было очень мало.

Играющие садились в ряд и складывали перед собой руки «лодочкой», закрывая большими пальцами

образовываемое ими пространство. У водящего в ладонях (ладони сложены так же) какой-нибудь предмет:

монетка, колечко и т.д.

Смысл игры: водящему необходимо незаметно вложить в руки одного из участников этот предмет. Участник же,

которому был вложен предмет, должен не подать вида, и выскочить из ряда сразу после слов водящего «Колечко,

колечко выйди на крылечко!». У остальных участников задача – угадать, кто счастливчик и не выпустить его. Если

игроку не удавалось вырваться, то водящий оставался прежним.

 Игра была своеобразным выражением симпатии и дружбы.

«Ручеек».

Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в детском саду, в школе…

Количество играющих должно быть нечетным: все  разбиваются на пары и встают   друг за другом, соединив

попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и

встает  в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Прелесть игры заключалась в том, что в процессе  

водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый  хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому

выбрать себе пару.  Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.

«Бабушка, распутай нитки!».

Выбираем ведущего. Он отворачивается. Команда становится в круг, и все участники берутся за руки. Все

сплетаются в клубок, некую запутанную массу. Главное условие – не разрывать руки. Запутавшись, игроки

вызывают ведущего: «Бабушка, распутай нитки!». Ведущий распутывает всех участников, не разрывая руки.

Если кто-то отпустил ладошку, становится на место ведущего.

«Тише едешь – дальше будешь. Стоп!».

Выбирается ведущий. Дети выстраиваются в шеренгу, в 15-20 шагах от ведущего. Ведущий становится на

финишной линии, спиной к игрокам и произносит следующую фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!».

Пока он говорит, игроки незаметно делают маленькие шажки по направлению к финишу. Произнося слово: «Стоп!»,

ведущий оборачивается. Если замечает, хоть малейшее движение, отправляет ребенка на старт. Игра длится до

тех пор, пока кто-то первым не доберется до финиша. На финише нужно коснуться ведущего рукой.

.