Игра «Скажи наоборот»
Речевая игра "Скажи наоборот" развивает словарный запас ребенка, ассоциативное мышление, категориальный строй мышления, аналитико-синтетические и логические аспекты мышления, скорость ассоциативных реакций.
Игра доступна детям, начиная с 3-3,5 лет.
Вариант игры 1
Игра очень проста: взрослый говорит слово, ребенок называет противоположное по значению. Можно перекидывать мяч друг другу или передавать камушек, обозначая того, кто называет слово. В игру можно играть вдвоем, втроем — без ограничений. Можно вовлекать детей разного возраста, предлагая им разные по сложности слова.
Для более раннего возраста детям можно и нужно предлагать картинки, которые отражают противоположные характеристики предметов: толстый — тонкий, широкий – узкий, грустный – веселый и т.п. Для этого можно использовать детские книжки с подобной тематикой или самим подбирать объекты для сравнения. Например, на прогулке обращать внимание ребенка на большую и маленькую машину, глубокую и мелкую лужу, большое и маленькое дерево, мохнатую и гладкую собаку и т.п.
В дальнейшем, когда словарный запас ребенка позволит уже использовать слова в самостоятельной игре (без наглядных образов, только на следах памяти), эта игра может стать увлекательным и полезным занятием.
Чем младше ребенок, тем в большей степени слова, которые доступны для игры, соответствуют визуальному опыту ребенка. Что ребенок видит или видел – те слова и можно использовать в игре. Чем старше ребенок, тем сложнее могут становиться слова для игры, тем более абстрактный смысл могут носить эти слова, в игре могут появляться не только прилагательные, но и наречия, глаголы: скользкий-шершавый, вперед-назад, вспоминать – забывать и т.п.
Вариант игры 2
Чтобы игра была интереснее, после усвоения слов можно составлять предложения с разными по значению словами. Взрослый говорит свое предложение, а ребенок – составляет предложение со словом противоположным по значению. «В лесу жил трусливый зайка. В лесу жил смелый зайка!». Так же можно меняться ролями – ребенок задает задание взрослому.
Вариант игры 3
Предложения придумываются на основе окружающих предметов или картинок, которые вместе выбирают ребенок и взрослый.
Вариант игры 4
Еще один вариант игры, когда родитель и ребенок ищут вокруг предметы с разными по значению характеристиками – высокий дом-низкий дом. Машина едет быстро, а велосипед медленно и т.п.
Таким образом, возрастные и содержательные ограничения в этой игре условны и зависят только от того, насколько развита речь самого взрослого и ребенка.
Слова для примера, которые можно использовать в игре:
- Большой-маленький
- Добрый-злой
- Маленький — большой,
- Короткий — длинный,
- Горячий-холодный
- Мальчик-девочка
- Молодой-старый
- Белый-черный
- День-ночь
- Грустный-веселый
- Слабый-сильный
- Чистый-грязный
- Короткий-длинный.
- Сильный-слабый
- Веселый-грустный
- Строить-ломать
- Трусливый-смелый
- Узкий широкий
- Высокий-низкий
- Близко — далеко,
- Левый — правый
- Солнце-луна,
- Худой-толстый
- Много-мало
- Близкий-далекий
- Входить-выходить
- Сухой-мокрый
- Застегнуть — расстегнуть
- Тяжелый-легкий
- Жара-холод
- Больной-здоровый
- Лето-зима
- Широкий-узкий
- Труд-отдых
- Закрыть-открыть
- Ехать-останавливаться
- Умный-глупый
- Жарко-холодно
- Пустой-полный
- Подниматься-спускаться
- Высоко-низко
- Далеко-близко
- Трудный-легкий
- Скучный-интересный
- Длинный-короткий
- Чисто-грязно
- Вкусно-противно
- Шумно-тихо
- Радость-печаль
- Твердый-мягкий
- Открыто-закрыто
- Бежать-идти
- Положить-взять
|